Модель организации образовательного процесса
Модель организации образовательного процесса в разных видах образовательной деятельности с детьми 3-5 лет
Образовательная область |
Задачи |
Самостоятельная деятельность детей |
Совместная деятельность с педагогом |
Совместная деятельность с семьей |
Физическое развитие
|
Укреплять здоровье детей, закаливать организм и совершенствовать его функцию. Формировать правильную осанку. Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки. Развивать самостоятельность и творчество в двигательной деятельности. Воспитание культурно-гигиенических навыков |
Двигательная активность на прогулке и в совместной деятельность в группе. Гигиенические процедуры (умывание, полоскание рта) |
Утренняя гимнастика. Физминутки в образовательной деятельности. Физкультурные занятия. Физкультурные досуги. Коррекционная гимнастика. Оздоровительная экологическая тропа. Рассматривание иллюстраций и беседы. Просмотр дисков
|
Физкультурные досуги. Спортивный праздник. Круглый стол по проблеме физического воспитания. Консультации |
Укреплять здоровье детей, закаливать организм и совершенствовать его функции. Проводить под руководством медработников различные виды закаливающих процедур с учетом индивидуальных особенностей детей. Учить правилам личной гигиены, побуждать к самостоятельному их выполнению. познакомить со строением тела, помочь ребенку осознать свою половую принадлежность создавать привычку к режиму, помочь ребенку осознать, что утренняя зарядка, игры и физические упражнения вызывают хорошее настроение, а с помощью сна восстанавливаются силы; учить детей противостоять стрессовым ситуациям, не впадать в уныние при неудачах; |
Сюжетно-ролевая игра «Доктор». Настольно-печатные игры. Рассматривание иллюстраций. Гигиенические процедуры (умывание , полоскание рта) |
Беседа о личной гигиене в детском саду и дома. Дидактические игры «Что есть у куклы?», «Угадай, что я делаю», «Полезная и вредная еда» и т. д. Игровая ситуация «История одного микроба». Моделирование ситуаций «Какие опасности подстерегают человека при несоблюдении правил личной гигиены». Коррекционная гимнастика. Международный день здоровья. Неделя здоровья. Прогулка (индивидуальная с ЧБД). Беседа с психологом Чтение художественной литературы «Айболит» К. Чуковского, «Девочка чумазая» А.Барто, загадки, фольклор и т. д. Рассматривание иллюстраций
|
Открытые просмотры режимных моментов. Беседа с медицинским персоналом и специалистами ДОУ. Круглый стол. Консультации. День здоровья. Каникулы |
|
Социально коммуникативное развитие
|
Учить правилам поведения в различных ситуациях (как вести себя с незнакомыми людьми, не открывать дверь чужому, не уходить с игровой площадки с незнакомыми, нельзя гулять одному). Учить правилам первой помощи при травмах и обморожениях. Приучать к осторожности при встрече с животными. Учить отличать съедобные грибы от ядовитых. Развивать представления о некоторых опасных жидкостях, огне, о недоброкачественных продуктах, об опасности приема лекарств. Учить правилам выполнения разнообразных двигательных действий (как спрыгивать с предмета, как правильно падать и т.д.) |
Рассматривание иллюстраций с изображением разных опасных ситуаций дома и на улице. Рассматривание картин «Улица», обыгрывание ситуации. Работа в уголке изодеятельности (книжки - раскраски) |
Моделирование ситуаций: «Найди опасные места», «Дойди до детского сада», «Один на улице», «Если дома ты один» и т. д. Игровые ситуации. Игры-драматизации «Путаница» ,»Кошкин дом». Подвижные игры. Целевые прогулки и экскурсии к перекрестку. Наблюдение за работой светофора. Беседы с демонстрацией иллюстраций «Опасные предметы», «ПДД», «Съедобное-несъедобное» и т. д. Изодеятельность. Просмотр дисков. Прослушивание аудиозаписей. Чтение художественной литературы.
|
Родительские собрания с участие инспектора ГИБДД. Открытые мероприятия. Праздники и развлечения по ОБЖ. Семинар-практикум. Круглый стол |
Адаптировать к условиям детского сада. Продолжать формировать «образ Я». Помогать осознавать себя. Познакомить со строением тела, помочь ребенку осознать свою половую принадлежность. Формировать доброжелательное отношение друг к другу, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков. Приучать к вежливости. Учить дружно жить , помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами. Побуждать открыто и искренне выражать свои чувства, распознавать связь между отчетливо выраженным эмоциональным состоянием и причиной, вызвавшей это состояние. Помогать робким застенчивым детям включаться в совместную деятельность.
|
Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», Рассматривание иллюстраций в книгах «Что такое хорошо и что такое плохо», «Мойдодыр», «Федорино горе» и т. д. Самообслуживание |
Игровые ситуации: «Поможем кукле», «Успокоим мишку», «Угадай, кто я» (мальчик или девочка) и т. д. Сюжетно-ролевые игры «В гостях у матрешки», «Магазин», «Я и мои друзья». Уроки вежливости «Поищем и найдем волшебные слова», Как и во что играть с друзьями», «Бабушкин праздник» и т. д. Оказание посильной помощи (полив цветов в уголке природы, дежурство , уборка игрушек). Психогимнастика «Жадный пес», «Злюка», «Вкусные конфеты» и т. д. Чтение художественной литературы. Рассматривание репродукций, картин, фотографий, рисунков о культуре поведения |
|
|
|
Воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения. Формировать умение договариваться о с помощью воспитателя о распределении работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания. Формировать начала ответственного отношения к порученному заданию. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым
|
Самообслуживание. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Больница» и т. д. Рассматривание иллюстраций о труде взрослых |
«Игровые ситуации Поручения: по столовой, помощь в уборке игрушек, в уголке природы, на участке детского сада. Дидактические игры: «Накроем стол для кукол», «Ничего не забыли? Ничего не перепутали?» и др. Чтение художественной литературы. Аппликация |
Изготовление костюмов для праздника. Изготовление поделок для выставки детского творчества. Консультации. Экологические акции. Субботники |
Познавательное развитие |
Воспитывать интерес к жизнедеятельности взрослых и сверстников. Развивать интерес к явлениям природы. Формировать умение сосредотачивать внимание на предметах и явлениях социокультурной ППРС. Развивать способность устанавливать простейшие связи между воспринимаемыми предметами и явлениями. Учить простейшим обобщениям. Учить выделять отдельные части и характерные признаки (цвет, форма, величина) предметов. Развивать наблюдательность и любознательность. В процессе игр с игрушками, природным и строительным материалами развивать интерес к окружающему миру. Формировать элементарную поисковую деятельность и экспериментирование
|
Рассматривание тематических альбомов. Настольно-печатные игры. Развивающие игры. Моделирование постройки. Игры с водой и песком. Рассматривание объектов природы. Конструирование по рисункам-схемам, по собственному замыслу. Постройки из песка и снега. |
Образовательная деятельность познавательного цикла. Опытно-исследовательская работа. Целевые экскурсии по саду. Целевые прогулки и экскурсии на участке детского сада. Настольно - печатные игры. Развивающие игры. Чтение познавательной литературы. Беседы о качестве и назначении предметов, явлениях природы. Просмотр познавательных фильмов |
Открытые мероприятия. Круглый стол. Брифинг. Элементарная проектная деятельность |
Речевое развитие |
Помогать общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спросить, выяснить, предложить помощь, поблагодарить и т. д.). В быту и самостоятельных играх помогать посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом. Учить содержательно и доброжелательно общаться со сверстниками. Учить активно участвовать в беседе |
Сюжетно-ролевые игры. Театрализованные игры. Рассматривание книг. Рисование в уголке изодеятельности. Самообслуживание |
Сюжетно-ролевые игры. Театрализованные игры. Дидактические игры. Образовательная деятельность. Обсуждение житейских ситуаций. Поручения («Спроси у...»). Вопросы. Праздники и развлечения. Спортивные досуги. Ситуативные беседы
|
Родительские собрания. Консультации. Тренинги. Открытые мероприятия |
Учить внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения. Учить правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать героям. Поддерживать внимание и интерес к слову в литературе. Учить внимательно рассматривать иллюстрации. Учить читать наизусть потешки и небольшие стихотворения. С помощью педагога инсценировать небольшие отрывки из народных сказок |
Рассматривание иллюстраций знакомых сказок. Настольно-печатные игры «Узнай сказку» и т. д. Настольный театр. |
Образовательная деятельность по ознакомлению с художественными произведениями. Заучивание стихотворений. Упражнения в декламации. Игры с текстами («Пальчик-пальчик», «Сорока-сорока», …). Драматизация знакомых сказок и небольших рассказов. Литературные викторины. Литературные колейдоскопы. Прослушивание аудиозаписей программных литературных произведений.
|
|
|
Художественно-эстетическое развитие
|
Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие. Вызывать эмоциональный отклик на красоту окружающего мира, произведения искусства. Учить передавать в рисунке, лепке, аппликации несложные образы предметов и явлений действительности. Подводить к созданию выразительного образа в рисунке, лепке, игре-драматизации. Воспитывать устойчивый интерес к различным видам художественной деятельности |
Рассматривание репродукций картин. Рассматривание тематических альбомов о разных видах искусства. Рассматривание народных игрушек (дымковская, филимоновская, городецкая). Рассматривание и игра в народные игрушки-забавы(пирамидка, грибок, матрешка). Творчество в уголке изодеятельности
|
Образовательная деятельность )рисование, лепка, аппликация, ручной труд, по знакомству с элементами декоративного искусства, с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, игрушками. Украшение построек. Изготовление игрушек. Выставки детского творчества. Экскурсии в музей |
Коллективные работы. Выставки детского творчества. Участие в выставках. Элементарная проектная деятельность. Экскурсии в музей |
Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Развивать музыкальную память. Формировать умение узнавать знакомые песни, пьесы. Обогащать музыкальные впечатления. Развивать навыки пения, движения под музыку, игры и импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах |
Рассматривание тематических альбомов о музыкальных инструментах. Самостоятельное музицирование. Выполнение несложных танцевальных движений под музыку. Слушание музыки |
Музыкальные занятия. Рассматривание тематических альбомов о музыкальных инструментах. Театрализованные музыкальные игры. Музыкально-дидактические игры. Музыкально-ритмические упражнения. Инсценировка несложных песен, музыкальных сказок, плясок. Оркестр. Праздники. Развлечения. |
Праздники. Развлечения. Музыкальные гостиные |
Модель организации образовательного процесса в группах детей старшего дошкольного возраста
Образовательная область |
Задачи |
Самостоятельная деятельность детей |
Совместная деятельность с педагогом |
Совместная деятельность с семьей |
Физическое развитие |
Продолжать укреплять здоровье детей. Приобщать к здоровому образу жизни. Развивать творчество, самостоятельность инициативу в двигательных действиях, осознанное отношение к ним. Формировать способность к самоконтролю, самооценке при выполнении движений. Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности. Формировать интерес и любовь к спорту. Воспитывать культурно-гигиенические навыки |
Двигательная деятельность на прогулке и совместной деятельности в группе (подвижные игры, физические упражнения). Подвижные спортивные игры и упражнения на прогулке. Рассматривание иллюстраций, отражающих различные виды спорта, рисунки с изображением детей, занимающихся различными видами спорта |
Утренняя гимнастика. Коррегирующая гимнастика. Физкультурные занятия. Подвижные спортивные игры и упражнения на прогулке. Спортивные досуги. Спортивные праздники и развлечения. Спортивные соревнования. Рассматривание иллюстраций и беседы о пользе физических упражнений. Просмотр видеоматериалов |
Физкультурные досуги (игры и развлечения). Спортивный праздник. Круглый стол по проблеме физического воспитания. Консультации. Туризм |
Продолжать укреплять здоровье детей. Приобщать к ЗОЖ. Проводить под руководством медицинских работников различные виды закаливающих процедур с учетом индивидуальных особенностей детей. Учить правилам личной гигиены, побуждать к самостоятельному их выполнению. Знакомить с разными видами закаливания, дыхательной и коррекционной гимнастикой. Знакомить с устройством и функционированием человеческого организма, рассказать о важности бережного отношения к своему здоровью. Учить осознано выполнять физические +симиияяупражнения, понимая их значение для здоровья.
|
Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Поликлиника». Настольно-печатные игры. Рассматривание иллюстраций. Выполнение правил личной гигиены |
Беседа об устройстве и функционировании организма человека, важности бережного отношения к своему здоровью, зависимости здоровья от правильного питания. Беседа о профессиях врачей (отоларинголог, стоматолог, окулист, терапевт, дерматолог и т.д.). Игровые ситуации «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?»,»Куклы собрались в путешествие». Игры-тренинги. Рассматривание и обсуждение иллюстраций. Составление коллективного рассказа «Мой режим дня». Коррекционная гимнастика. Международный день здоровья. Дни здоровья. Прогулка (индивидуальная работа с ЧБД). Чтение художественной литературы, загадки
|
Открытые просмотры режимных моментов. Беседа с медицинскими работниками И специалистами детского сада. Круглый стол. Консультации. День здоровья. Каникулы
|
|
Социально-коммуникативное развитие |
Учить предвидеть последствия своих действий в разных ситуациях (не дразнить животных, не собирать незнакомые растения). я). Научить называть свой адрес, указывать ориентиры местожительства (где находиться и как выглядит его дом, что расположено вблизи). Рассказать о неприятностях, подстерегающих человека, если он не выполняет правила безопасного поведения на улице. Закреплять знания о ПДД, учить различать и понимать некоторые дорожные знаки. Закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах и ягодах, научить различать их по внешнему виду. Учить простейшим приемам оказания первой помощи сверстникам в экстремальной ситуации (кровотечение, тепловой или солнечный удар и т.д.) |
Сюжетно-ролевые игры: «Пожарные», «Мы пассажиры». Дидактические игры по ПДД. Настольно-печатные игры. Конструирование автопарка с последующим обыгрыванием. Рассматривание иллюстраций с изображением различных опасных ситуаций дома и на улице. Работа в уголке изодеятельности (книжки - раскраски) |
Беседы о правилах поведения в быту. Игровые ситуации «Зайку укусила собака», «Что в корзину мы берем», «На воде, на земле, в воздухе». Игровые упражнения. Игры: «Съедобное и несъедобное», «Узнай по вкусу» и т.д. Игра-драматизация «Кошкин дом». Игры-тренинги: «Если в доме что-то загорелось», «Светофор», «Где можно гулять». Чтение художественной литературы, популярной энциклопедии, отгадывание загадок. Рассматривание иллюстраций на темы безопасности и обсуждение ситуаций. Целевые прогулки к дороге, к перекрестку. Просмотр дисков (мультфильмы, обучающие фильмы). Прослушивание аудиозаписи. Встреча с сотрудниками ГИБДД.
|
Родительское собрание с участием инспектора ГИБДД. Открытые мероприятия по ОБЖ. Праздники и развлечения. Семинар-практикум. Круглый стол. |
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Развивать привычку трудиться, играть, заниматься сообща. Учить выполнять правила и нормы поведения в совместной деятельности. Воспитывать стремление радовать старших хорошими поступками. Формировать и оценивать свою работу, воспитывать привычку работать старательно. Развивать доброжелательное и уважительное отношение к сверстникам разных национальностей. Воспитывать у мальчиков внимательное отношение к девочкам. Воспитывать у девочек скромность. Учить проявлять заботу об окружающих. Продолжать воспитывать желание познавать культуру своего народа через устное народное творчество. Воспитывать уважительное отношение к культуре других народов. |
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Детский сад», «Школа», «Путешествие» и т.д. Настольно-печатные игры. Рассматривание иллюстраций и сюжетных картинок. Выполнение коллективных поручений. Оказание помощи малышам. Самообслуживание |
Игровые ситуации: «Определи, детям какого возраста нужны эти школьные принадлежности, игрушки, вещи», «Поможем младшему воспитателю в уборке группы» и т.д. Уроки вежливости и этикета: «Давайте познакомимся», «Я еду в трамвае», «Кук вести себя в гостях» и т.д. Беседы: «Моя семья, моя родословная», «Наша Родина – Россия», «Я забочусь о …», «Как я рос», «Как живут в Грузии, …», «Как мы дружим с малышами» и т.д. Психогимнастика. Чтение художественной литературы. Рассматривание репродукций, картин, фотографий, рисунков о культуре поведения. Оказание посильной помощи |
|
|
Продолжать воспитывать интерес к различным профессиям и месту работы родителей. Приучать старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезным окружающим, добиваться результатов |
Самообслуживание (наведение порядка в своем шкафу, просушивание одежды и обуви). Хозяйственно-бытовой труд (уборка игрушек, пособий, книг и т.д.). Подготовка материалов для образовательной деятельности и уборка рабочего места. Помощь друг другу одеваться (завязать шарф, застегнуть верхнюю пуговицу). Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Строители», «Моряки» «Магазин» и .д. |
Хозяйственно-бытовой труд (уборка игрушек, стирка кукольного белья, протирание игрушек и т.д.). Изготовление атрибутов для игр, украшений группы, подарков родителям, сотрудникам детского сада, малышам. Ремонт книг. Уборка участка от листьев и снега. Полив цветов в уголке природы и цветнике. Работа на грядке. Рассматривание иллюстраций по теме «Труд взрослых». Чтение художественной литературы
|
Изготовление костюмов для праздников. Изготовление поделок для выставок. Консультации. Экологические акции. Субботники |
|
Познавательное развитие |
Расширять представления и родной стране, государственных и национальных праздниках. Расширять представления о родном крае, городе. Закреплять представления о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей. Закреплять представления о предметах и явлениях окружающей действительности. Закреплять представления и растительном и животном мире. Формировать начала экологической культуры. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять существенные, характерные признаки предметов и явлений окружающей жизни. Развивать поисковую деятельность.
|
Настольно-печатные игры. Развивающие игры («Танаграм» , «Колумбово яйцо»). Элементарное экспериментирование. Наблюдение за объектами живой природы. Конструирование с использованием графических схем. Оригами. Рассматривание тематических альбомов о родной стране и разных странах, о животном и растительном мире, явлениях природы и т.д. |
Моделирование. Опытно-исследовательская деятельность. Решение кроссвордов, шарад, головоломок. Чтение познавательной литературы. Речевые логические игры. Целевые экскурсии по участку и за его пределы. Наблюдения в природе. Познавательные досуги или викторины. Просмотр учебных фильмов
|
Открытые просмотры мероприятий. Круглый стол. Брифинг. КВН. Проектная деятельность |
Речевое развитие |
В повседневной жизни, играх подсказывать формулы выражения словесной вежливости (попросить прощения, поблагодарить, сделать комплимент). Поощрять попытки делиться с педагогом и детьми разными сведениями. Учить излагать свои мысли понятно для окружающих. Формировать умение отстаивать свою точку зрения |
Сюжетно-ролевые игры. Настольно-печатные игры. Театрализованные игры. Подвижные игры. Работа в уголке изодеятельности. Работа в книжном уголке
|
Развивающие игры. Дидактические игры. Театрализованные игры. Образовательная деятельность. Обсуждение разных житейских ситуаций. Выполнение коллективных поручений. Вопросы. Праздники и развлечения. Спортивные досуги
|
Родительские собрания. Консультации. Тренинги. Открытые просмотры |
Поддерживать желание знакомиться с другими главами книги, рассматривать рисунки с оформлением книг. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги. Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства. Помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведений. Прививать чуткость к поэтическому слову. Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений, в драматизациях. Помогать понять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением
|
Сюжетно-ролевая игра «Библиотека». Настольно-печатные игры. Настольный театр. Кукольный театр. Пальчиковый театр. Рассматривание иллюстраций в детских книгах. Самостоятельное чтение небольших рассказов и сказок |
Образовательная деятельность по ознакомлению с художественными произведениями. Заучивание стихов. Упражнение в декламации. Драматизация знакомых сказок и небольших рассказов. Выставка книг. Составление тематических альбомов по прочитанным сказкам. Литературные викторины. Литературные калейдоскопы. Прослушивание аудиозаписей программных литературных произведений с музыкальным сопровождением |
Литературные вечера. КВН. Конкурс чтецов. Праздники |
|
Художественно-эстетическое развитие |
Продолжать развивать эстетическое восприятие действительности и произведений искусства, умение чувствовать их характер, настроение, выделять выразительные средства. Развивать художественно-творческие способности, чувство цвета, ритма, формы, композиции. Формировать интерес к классическому и народному искусству (музыкальному, изобразительному, литературе, архитектуре) |
Рассматривание репродукций картин. Рассматривание тематических альбомов о различных видах искусства, о национальном декоративно-прикладном искусстве. Изучение народной игрушки (дымковская, филимоновская, городецкая, гжель). Творчество в уголке ИЗО. Конструирование по схемам-рисункам и по собственному замыслу. Оригами. Поделки из природного и бросового материала. Постройки из песка и снега
|
Образовательная деятельность (рисование, лепка, аппликация, ручной труд, конструирование). Образовательная деятельность по знакомству с элементами декоративного искусства. Образовательная деятельность по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, игрушками. Коллективные постройки (украшение). Создание творческих проектов. Выставка детского творчества. Экскурсии в музей |
Коллективные постройки. Выставки детского творчества. Участие в конкурсах детского творчества. Элементарная проектная деятельность. Экскурсии в музей |
Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с композиторами, классической, народной и современной музыкой. Развивать музыкальные способности детей: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух. Продолжать развивать навыки пения, движения под музыку, игры и импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах. Знакомить с элементарными музыкальными понятиями |
Рассматривание тематических альбомов о музыкальных инструментах. Игра на детских музыкальных и инструментах. Песенное творчество. Самостоятельные танцевально-ритмические движения. Слушание музыки |
Музыкальные занятия. Рассматривание тематических альбомов и беседа о музыкальных инструментах. Театрализованные музыкальные игры. Музыкально-дидактические игры. Инсценировка пьес, музыкальных сказок, плясок. Оркестр. Ансамбли. Праздники. Развлечения |
Праздники. Развлечения. Музыкальные гостиные. Театр |
Особенности соотнесения видов детской деятельности с видами образовательной деятельности взрослых
Виды детской деятельности |
Виды образовательной деятельности с детьми |
Двигательная |
Подвижные игры. Игровые упражнения. Соревнования и др.
|
Сюжетная игра |
Сюжетно-ролевые игры. Режиссерские игры. Игры-драматизации и др.
|
Продуктивная |
Творческая мастерская. Проекты и др.
|
Игра с правилами |
Дидактические игры. Развивающие игры. Подвижные игры. Настольно-печатные игры.
|
Чтение художественной литературы |
Чтение и пересказ. Рассказывание. Беседа. Заучивание. Иллюстрирование. Составление рассказов
|
Познавательно-исследовательская |
Наблюдение. Экскурсии. Решение проблемных ситуаций. Дидактические игры. Экспериментирование. Коллекционирование. Моделирование. Реализация проектов и др.
|
Музыка |
Слушание. Исполнение. Импровизация. Экспериментирование. Музыкально-дидактические игры и др.
|